Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Организация психологической помощи в отделении

Лечебно-реабилитационный процесс в настоящее время всё чаще обеспечивается участием клинических психологов в работе лечебно-профилактического учреждения.

Рождение ребёнка – переход в новый социальный статус. Незавершённая и несформированная адаптация матери к новому социальному функционированию может привести к проблемам во взаимоотношениях со своим малышом.           

Известно, что послеродовый период у женщин отмечен большим числом психологических проблем. Они обусловлены изменением параметров семьи, социального статуса и особенностями эмоциональной сферы: повышенной чувствительностью, склонностью к беспокойству, беспричинными страхами. Рождение ребёнка с патологией усиливает стресс, а в случае грубых нарушений блокирует значимые потребности и цели родителя и определяет существенное напряжение адаптации к возникающей ситуации. После родов организм женщины проходит через большие изменения. Многие полагают, что он сразу вернётся к нормальному состоянию, но на самом деле потребуется время для «отвыкания» организма от беременности. Часто через 2-3 дня после родов мама может испытать необъяснимое желание плакать, подавленность, раздражение. Во-первых, это происходит из-за гормональных изменений в организме. Во-вторых, из-за изоляции женщины во время родов. Депрессия, вызванная физиологическими причинами, наступает обычно на 3-5 день после родов и длится не более 48 часов. В это время можно облегчить своё состояние осознанием того, что оно временно, бывает у многих и скоро пройдёт. Лучше всего поделиться с близкими своими переживаниями (или со специалистом). Кроме того, причиной депрессии может быть усталость. Постоянное недосыпание, вызванное режимом малыша и обязанностями, может вывести женщину из психологического равновесия. Психологические причины депрессии связаны с трудностью вхождения женщины в новую роль. Мать, принимая определённые социальные стереотипы, старается порой соответствовать образу, чуждому материнской любви, перекладывая заботу о ребёнке на бабушек и нянь. Стоит помнить, что основное лекарство для матери – её ребёнок.  Конечно, в первую очередь депрессии подвержены те женщины, чья беременность протекала при неблагоприятных обстоятельствах, и чей ребёнок имеет проблемы со здоровьем. Как правило, послеродовая депрессия длится не более двух месяцев.                      

 Один из типичных признаков послеродовой депрессии – полное нежелание матерей обращаться за помощью. Это можно объяснить глубоким чувством вины, которое они испытывают, сталкиваясь с трудностями, связанными с уходом за ребёнком. Многие матери ожидают, что «материнская любовь», которой они будут охвачены после родов, решит проблемы адаптации к ребёнку, тогда как процесс образования этой связи зависит от длительного (несколько месяцев) взаимного научения. Кроме того, некоторые матери считают, что за ребёнка отвечают только они. Ежедневные заботы требуют от них физических и душевных сил и вызывают чувство беспомощности, усиливающееся изолированностью. Депрессия матери негативно влияет на развитие ребёнка, особенно на чувство безопасности, внутренние механизмы самозащиты, концентрацию, развитие речи, в первую очередь нарушается эмоциональная сфера. Дети страдают, поскольку у мам отсутствует интерес к взаимодействию с ними, а также реакция на какое-либо их проявление. Дети в раннем возрасте особенно нуждаются в телесном контакте «кожа к коже», заботе, общении.

В раннем постнатальном периоде начинается процесс адаптации ребёнка к новым условиям. Если в родах ребёнок может получить и, как правило, получает острую психическую травму, то при неправильном отношении к нему в этот период младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития. Потребность в близости – базовая потребность ребёнка. Если мать оказывается недоступной ребёнку или кажется ему таковой, активизируется деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызвать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребёнок перестаёт чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребёнок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать.  Необходимо обеспечивать скорейшее совместное пребывание матери и ребёнка в отделении. Для новорожденного ребёнка, переживающего травму рождения, испытывающего тревогу и страх перед окружающими неизвестным миром, мать является гарантом безопасности, выживания в этом мире. При наличии у матери нервно-психических, соматических нарушений она не в состоянии справляться с этими обязанностями. Более того, новорожденный усиливает её тревогу, другие отрицательные эмоции, и его адаптация в окружающем мире крайне затруднена. Разлучение младенца и матери сразу же после родов приводит к повышению у родильницы уровня тревоги, к формированию на этом фоне идей о возможности подмены ребёнка на чужого, к трудностям становления лактации, а так же к страху за состояние ребёнка.

Тревога – эмоция, отражающая переживания ожидания, возникающие в ситуации неопределённости, допускающей неблагоприятное развитие событий. Именно в такой ситуации находится женщина, чей ребёнок имеет явные проблемы со здоровьем. Чем больше неопределённость будущего, тем выше тревога. Страх можно определять как эмоциональную реакцию на конкретную угрозу, проявляющуюся в виде вегетативных изменений и переживания внутренней напряжённости, связанной с угрозой благополучию, здоровью или жизни человека и/или его близких. При этом интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна вызывающей её опасности. Закономерно и нормально некоторое время повышение уровня тревоги и возникновение страхов, отмечающиеся у большинства женщин, испытывающих дефицит информации о том, как будет проходить лечение, каким образом, и каков будет результат. Признаками нормальных тревоги и страха являются их адекватность, логичность, снижение при разрешении ситуации. Самое главное – не убегать от собственного страха, иначе он поглотит целиком.

Интуитивная незримая связь между ребёнком и матерью, возникающая после рождения обозначается термином «болдинг». Благодаря этой связи они сохраняют общие границы и продолжают оставаться единым целым. При этом мать способна понимать невербальные сигналы ребёнка, удовлетворять его потребности, снижать его сепарационную (базальную) тревогу и помогать адаптироваться в новых условиях.

Особое значение в формировании раннего диалога между матерью и ребёнком имеет кормление грудью. В ситуации кормления грудью частично восстанавливается единение физических границ матери и ребёнка, так как при этом некоторым образом имитируется то, что происходило во время внутриутробного периода, у ребёнка снижается сепарационная (базальная) тревога. И это не менее важная задача грудного вскармливания, чем насыщение ребёнка. Когда мать и младенец соединяются в ситуации кормления, происходит инициация человеческих отношений, формируется модель отношений ребёнка к объектам окружения и к миру в целом.

Младенцы чувствительны к тому, как их держат на руках, у одного они плачут, у другого затихают. Благоприятно на развитие ребёнка влияют матери, движения которых синхронны движениям младенца во время общения с ним, эмоции экспрессивны (выразительны), контакты с ребёнком разнообразны. Общение же детей с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции – напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Таким образом, мамы, чьи дети поступили в отделение патологии новорожденных, направляются лечащим врачом на консультацию к медицинскому психологу для оценки психоэмоционального состояния. В зависимости от полученных результатов с мамами проводятся психокоррекционные мероприятия (от 3 до 7 посещений), которые включают в себя тематические беседы, эмоциональную поддержку, эмпатийное слушание, сопереживание, ориентировку на положительные эмоции и адекватную оценку ситуации, и т.д. По результатам работы оценивается её эффективность, и даются рекомендации.

А.О. Аборина – медицинский психолог педиатрического корпуса ГБУЗ СОКБ им. В. Д. Середавина.

О.Ф. Воронкова – зав. отделением патологии новорожденных, к.м.н., ГБУЗ СОКБ им. В. Д. Середавина.


Возврат к списку