• (846) 956-12-60
    справочная
  • 959-19-10
    педиатрия
Россия, 443095, г.Самара, ул.Ташкентская, 159, Схема проезда
Медицинский центр, медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское обследование, медицинские консультации. Самарская областная клиническая больница имени М.И. Калинина
Министерство здравоохранения Самарской области
Самарская областная клиническая больница имени В. Д. Середавина

Центр клинической психотерапии и психологии

Ирина Петровна
Маркова
Заведующая психотерапевтическим кабинетом
Об отделении

В 1985г. в самарской областной клинической больнице открыт  Психотерапевтический кабинет. С 2005г. в кабинете работает врач-психотерапевт высшей категории, психиатр высшей категории Маркова Ирина Петровна. С 16 декабря 2016г. на базе психотерапевтического кабинета приказом главного врача образован Центр клинической психотерапии и психологии, объединивший специалистов, оказывающих психотерапевтическую и психологическую помощь.
Центр создан в целях расширения и совершенствования психотерапевтической и психологической помощи населению и сотрудникам больницы.

 Наши задачи в работе с сотрудниками больницы:

·         профилактика эмоционального выгорания;

·         улучшение психологического климата в коллективе;

·         формирование командного духа в коллективе;

·         создание бесконфликтной среды.

 У Вас возникает вопрос: «Где смогут понять причину, поставить правильный диагноз и провести эффективное лечение при душевных переживаниях, тревоге, неудовлетворенности жизнью?» 

 Мы поможем, если у Вас:

·         вегето-сосудистая дистония;

·         тревожное расстройство с паническими атаками, агорафобией;

·         трудноподдающиеся лечению у специалистов соматического профиля психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, сахарный диабет, нейродермит и др.);

·         депрессивные расстройства;

·         последствия перенесенных стрессовых ситуаций (тяжелая болезнь и смерть близких, развод, потеря работы и др.);

·         последствия после перенесенного инсульта и проблемы запоминания;

·         алкоголизм и другие зависимости;

·         конфликтные ситуации и отношения;

·         планирование беременности и материнства;

·         гинекологические проблемы.

 Специалисты Центра оказывают следующие виды помощи:

1. Психотерапевтическая помощь в индивидуальном и групповом вариантах с опорой на клиническую психотерапию (в том числе Терапия Творческим Самовыражением М.Е. Бурно, рациональная психотерапия, гипноз, аутогенная тренировка, клинический анализ), а также современные методы психотерапии – психоаналитическая терапия, Арт-терапия, символдрама, эриксоновская терапия, трансперсональная психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, нейролингвистическое программирование, кинотерапия, телесно-ориентированная психотерапия.

2. Нейропсихологическая диагностика и коррекция высших психических функций.

3. Диагностика психологической готовности к материнству, психологическая подготовка к материнству и родам, психологическая помощь женщинам с гинекологическими проблемами.

4. Диагностика и коррекция детско-родительских взаимоотношений, семейное консультирование.

 Расположение психотерапевтического кабинета: главный корпус, 1-й этаж, 2-ой блок, кабинет 108, кабинет 107 (кабинет групповой психотерапии).
Запись на прием по тел. 956-38-77, 8-927-004-36-11

Фотогалерея
Сотрудники
Клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог
Клинический (медицинский) психолог, перинатальный психолог
Клинический (медицинский) психолог
Услуги
  • Нормальное старение

    Вы замечаете, что с возрастом вам тяжелее выполнять непривычную работу, или работу, требующую большой концентрации внимания, осваивать новое оборудование и гаджеты, вам не нравятся обновления привычных программ и приложений?

    При этом Вам, возможно от 30 до 60 лет, у Вас высшее образование и, может ученая степень, вы успешно и эффективно выполняете свою работу и выглядите младше своего возраста.

    И тем не менее, бывает, что вы забываете, куда положили ключи, телефон и т.д., отмечаете, что иногда Вам трудно сказать слово, которое будто “вертится на языке”, у вас пара записных книжек и напоминания в телефоне. Ваши друзья и знакомые скажут: “Не переживай - у меня тоже самое”, “Это нормально-мы не молодеем” и т.п.

    Нормальное старение сопровождается постепенной утратой функционально активной мозговой ткани и клинически проявляется “здоровой старостью”, и характеризуется снижением способности организма адаптироваться к изменениям окружающей среды. Патологическое старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или большей их выраженностью в тот или иной период жизни человека.

    На самом деле, чтение любимых газет журналов, перечитывание книг, одинаковый маршрут, одни и те же магазины, работа на той же должности без стремления что-то изменить или улучшить, путешествия в те же страны, просмотр любимого сериала… — всё это, так всеми нами любимое, приводит к “деградации” мозга.

    Для человека, вообще, характерно стремление облегчить себе жизнь, и наш мозг стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» — программ, которые вы выполняете по шаблонам. Чем чаще мы выполняем какое-либо действие, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг.

    С одной стороны, это отличная суперспособность — действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности — снижение пластичности нашего мозга.

    “Дело в том, что чем дольше мы пользуемся сформированными стереотипами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Их основная функция — вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга (примерно это у вас происходит сейчас, после прочтения данного предложения)

    Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия — читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом ресторане вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам взять на обед, вы уже знаете наизусть всё меню. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.”(Д. Декханов)

    И, если Вы хотите, как можно дольше эффективно использовать Ваш мозг, и при этом у Вас нет желания становиться пожилым человеком, который держится за старые (привычные) вещи, который не понимает о чем говорят собственные дети - пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать.

  • Психотерапия здоровых

    В последнее время все чаще приходится слышать такое понятие — «психотерапия здоровых». Как это можно понимать? Ведь в самом понятии сочетаются, кажется, несочетаемые термины. Терапия — значит лечение, помощь больному человеку с тем, чтобы стать здоровым. Возникает вопрос — зачем здоровому человеку терапия?
    Однако и с самим понятием «здоровый человек» не все определено. Кого же можно считать «здоровым»? Согласно ВОЗовскому определению — "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". И если следовать ВОЗовскому определению, понимаешь, что здоровых людей — не так уж и много. Ведь в жизни, даже при отсутствии явных «болезней и физических дефектов», сочетание всех остальных компонентов здоровья — «физическое, душевное и социальное благополучие» — сегодня встретить очень сложно.
    Очевидно, что к врачу приходит больной человек в надежде избавиться от болезни. Потому на протяжении многих веков врачи были обеспокоены лечением болезней, а не изучением здорового человека. Конечно, существовали определенные нормы показателей, признаков, которые определяли отношение к здоровью. И человек считался здоровым, если его параметры, показатели признаков укладывались в эти определенные границы. Все то, что в эти границы нормы не укладывалось — считалось ненормальным, по сути — болезнью. Именно по несоответствию этим узким границам «нормальности» многие выдающиеся, гениальные люди считались больными.
    Но шло время. Совершались великие открытия, люди покоряли глубины океана и космические дали, жизнь все больше наполнялась плодами научно-технического прогресса. Появилась потребность в здоровом человеке, способном выдерживать большие физические и психические нагрузки для достижения лучших результатов и покорения все новых высот. Выходит — здоровый человек – тот, кто обладает практически неограниченными возможностями в физической и психической адаптации. Но такой человек никак не будет вписываться в усредненные рамки «нормы». Только уникальные физические и личностные качества, выходящие за узкие границы усредненных параметров, позволят осуществлять «прорывы» в различных сферах жизни.
    В то же самое время, достижения человеческих мысли и рук настолько облегчили условия жизни, что у современного человека появились время и возможность для улучшения качества жизни. Современный человек уже не удовлетворяется лишь приумножением материального достатка, покорением профессиональных и карьерных высот, созданием крепкого семейного очага. Современный человек все более жаждет создания гармонии с собой и миром, душевного порядка относительно прошлого, настоящего и будущего.
    Другим аспектом современности является все большее сползание людей в катастрофическое мировоззрение. Со всех сторон — с экранов телевизора, из газет, интернета — на человека обрушивается информация, отражающая доминирующие настроения общества. Находясь под постоянным давлением негативной информации, психика человека вынуждена защищать себя от разрушения. Кого-то охватывает тревога, ожидание близкого конца. Кто-то впадает в апатический ступор. Кто-то пытается мобилизовать собственные силы с тем, чтобы стабилизировать душевное состояние, упорядочить свой внутренний мир.
    И как же не хватает человеку в современном обществе знаний, позволяющих понять глубже самого себя, прочувствовать свое предназначение, свою пользу в этом мире, а значит — увереннее стоять на «собственных ногах», идти своей жизненной дорогой, избавляясь от страхов и ложных ценностей. Именно делу обретения душевной гармонии, личностной целостности служит психотерапия здоровых людей.

  • Кратко о некоторых психотерапевтических методиках, применяемых в работе.

    В современной реальности актуальным является интегративный подход в психотерапии. Выбор методик для психотерапевтического лечения конкретного пациента зависит от личности и от проблемы, с которой он обратился. На разных этапах лечения в рамках единого психотерапевтического подхода целесообразно использование различных сочетаний методов, детально разработанных в том или ином психотерапевтическом направлении. Аналитически ориентированная психотерапия является основным методом диагностики, всестороннего анализа и исследования личности пациента и его проблемы. Для осознания человеком ответственности за формирование своего внутреннего мира, за выбор жизненного пути необходимой становится экзистенциальная психотерапия. Для выработки нового, более зрелого поведения акцент делается на поведенческую психотерапию. При интегративном подходе для решения терапевтических задач применяются конкретные методики из разных направлений психотерапии: рациональная психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, Терапия Творческим Самовыражением, логотерапия, психоаналитические методики, арт-терапия, эриксоновская гипнотерапия, нейро-лингвистическое программирование, символдрама, психосинтез, трансперсональная психотерапия.
    Безусловно, это только минимальный перечень тех психотерапевтических подходов, которые используются в работе.

  • Психотерапия в лечении алкоголизма

    В последние годы в лечении алкогольной зависимости достигнуты значительные успехи. Созданы новые лекарственные препараты, помогающие преодолеть тягу к алкоголю. Однако формирование устойчивой ремиссии, возвращение к полноценной трезвой жизни, наполненной красочной чувственной палитрой, невозможно без возвращения человека к САМОМУ СЕБЕ, как к гармоничной личности.
    Возникновение рецидивов определяется в первую очередь эмоциональным состоянием пациента, наличием психопатических расстройств или свойств характера, располагающих к пьянству и формированию алкогольной зависимости. Спектр эмоциональных состояний, провоцирующих прием спиртного, очень разнообразен. Одни пациенты пьянствуют от чувства собственной малоценности, неуверенности в себе. Другие смягчают приемом алкоголя тревожное напряжение. Кто-то не чувствует внутренней гармонии, испытывает сложности в понимании других людей, общении с ними, не может найти себя в обществе. Часто начинают злоупотреблять спиртным по причине ущемленного самолюбия, профессиональной и карьерной несостоятельности. К формированию алкогольной зависимости может приводить желание смягчить свои обиды, забыться. Пьют от радости жизни и, напротив, от горя, тоски. Объединяет всех этих людей отсутствие духовных интересов, серьезного творческого вдохновения с поиском самого себя, с необходимостью обретения смысла.
    Для формирования активной творческой позиции в жизни с ощущением своей общественной ценности у пациентов, страдающих алкогольной зависимостью, более 10-ти лет мы используем метод Терапия Творческим Самовыражением М.Е.Бурно. Терапия Творческим Самовыражением приводит человека к состоянию светлого мироощущения, целебного творческого вдохновения с осознанием своей индивидуальности, полезности для общества. Формирование творческого отношения к жизни происходит путем изучения различных характеров людей, тонкостей в выражении себя, в отношении к другим людям, к природе, к искусству, любви. Научившись разбираться в характерах людей, понимая себя и других, человек может предвидеть поведенческие и эмоциональные реакции. Это помогает разрешить как многие внутренние конфликты, так и сложности в общении с другими людьми, избавляет от неоправданных ожиданий, от ощущения своей непонятости и ненужности. Человек осознает ценность собственных чувств, ценность своей индивидуальности. Открывая себя в творчестве, все больше узнавая свойства своего характера, он становится эмоционально теплее, заботливее относится к окружающим. Человек, творчески воспринимающий жизнь во всем ее многообразии, бережет свой духовный мир, свое мироощущение от алкогольного замутнения-искажения. Даже самые трудные жизненные обстоятельства он воспринимает с поиском смысла в происходящем.

  • СКАЙП-КОНСУЛЬТАЦИИ

    Скайп-консультации предназначены для получения психологической помощи теми пациентами, которые хотели бы получать психологическую помощь, но не могут по каким-либо причинам попасть на очный прием (территориальная удаленность от больницы – жители области, других областей; график работы, не позволяющий надолго отлучаться для получения психологической помощи).
    Скайп-консультации могут быть использованы в качестве психопрофилактической, поддерживающей терапии, психотерапии здоровых. Важно, что такие консультации могут быть применимы в работе с пациентами, побывавшими на первичном приеме у врача-психотерапевта. Первичный прием необходим для диагностики болезненных состояний, определения возможной тактики лечения.


    Возможности скайп-консультирования:

    - использование психотерапии с психопрофилактической целью;
    - поддерживающие консультации для пациентов, проходящих долгосрочную психотерапию и не имеющих возможность регулярно приезжать на очные сеансы. Во время таких консультаций возможен контроль за выполнением самостоятельной работы, коррекция приемов психологической самопомощи в соответствии с состоянием пациента;
    - проведение групповых занятий в русле психопрофилактики и психотерапии здоровых в режиме скайп-конференции.

    В скайп-консультировании используются подходы рациональной, познавательно-разъяснительной, когнитивно-поведенческой психотерапии.

     

    Особенности и ограничения в применении скайп-консультаций:
    - возможность применения дистанционной помощи у здоровых, либо у пациентов с устойчивым эмоциональным состоянием;
    - проведение скайп-консультирования только после первичной консультации у врача-психотерапевта с диагностикой состояния;
    - невозможно проведение телесно-ориентированных методик;
    - невозможно проведение методик, требующих измененного состояния сознания.

Полезная информация
  • Вопросы, часто задаваемые психотерапевту

    В чем разница между психотерапевтом, психологом, психиатром, психоаналитиком, невропатологом?

    Психотерапевт
    – это врач, который занимается лечением пациентов с болезнями, вызванными эмоциональными проблемами, проблемами в отношениях с людьми, трудностями собственного характера. Психотерапевт чаще оказывает помощь нефармакологическими методами. Психотерапевтические методы лечения заключаются в проговаривании личной истории, вспоминании забытого, проигрывании прожитых ситуаций для извлечения эмоциональных проблем из глубины подсознательного на сознательный уровень и устранения причин, приводящих к эмоциональным проблемам.
    Психолог – это специалист без медицинского образования (он не имеет права выписывать лекарства), который занимается исследованием, изучением человеческой личности, взаимодействий различных личностей, корректирует психологическое поведение человека. Но психолог не занимается здоровьем человека, его лечением.
    Психиатр – это врач, занимающийся диагностикой, лечением, профилактикой и экспертизой психических болезней. Лечение в психиатрии в основном производится лекарственными препаратами.
    Психоаналитик – это специалист, оказывающий помощь пациентам методом психоанализа. Метод психоанализа заключается в выявлении подсознательных комплексов, вызвавших болезненное состояние.

    Невропатолог – это врач, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой болезней нервной системы (инсульты, опухоли, остеохондроз и др.). Психологические и психические проблемы пациента не входят в область профессиональных интересов невропатолога.

  • С какими проблемами обращаются к психотерапевту?

    Психотерапевт – это врач, а значит, он занимается лечением. Многочисленные исследования показывают, что существенную долю в структуре заболеваемости составляют психосоматические расстройства – болезни, в происхождении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов. На их долю приходится от 30 до 75% от числа обратившихся за помощью к врачам общего профиля. Страдающие психосоматическими заболеваниями порой длительное время безуспешно лечатся у врачей других специальностей.
    Согласно современным представлениям, к психосоматическим заболеваниям относят:
    1. Психосоматические заболевания сердечно-сосудистой системы – гипертоническая болезнь и артериальная гипотензия, вегето-сосудистая дистония, ИБС и др.
    2. Психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта – язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, дискинезия желче-выводящих путей, гастриты, функциональные расстройства ЖКТ, синдром раздраженного кишечника и др.
    3. Психосоматические заболевания органов дыхания – бронхиальная астма, вазомоторный ринит и др.
    4. Психосоматические заболевания кожи – нейродермит, псориаз, экзема и др.
    5. Психосоматические заболевания эндокринной системы – тиреотоксикоз, сахарный диабет и др.
    6. Другие психосоматические заболевания – некоторые формы ревматоидного артрита, ряд урогенитальных заболеваний, мигрень и др.
    Конечно, на этапе сформировавшегося соматического заболевания первостепенная роль в лечении принадлежит врачу-терапевту. Но разрешить эмоциональные проблемы, которые привели к формированию психосоматического заболевания, можно только путем психотерапевтического лечения.
    Эмоциональные проблемы связаны со стереотипными, разрушительными, либо неадаптивными реакциями человека на самого себя, на близких людей, на сотрудников, на ситуации в семье, на работе и в обществе. Вот небольшой перечень таких ситуаций: неудовлетворенность отношениями с близкими людьми, коллегами, окружающими; ощущение неудовлетворенности жизнью; вопросы самоопределения и реализации личности; нерешенная задача поиска партнера и многие другие вопросы.
    Психотерапия является основным методом лечения состояний психической дезадаптации, сопровождающихся тревожными расстройствами, паническими атаками, фобиями (страхами), депрессией, навязчивыми расстройствами.

  • Назначает ли психотерапевт лекарства?

    Психотерапия - это процесс лечения, и он может дополняться назначением лекарственных препаратов. Однако, основными лечебными методами являются именно психотерапевтические (немедикаментозные). Лекарства приходится назначать в случаях выраженных симптомов тревоги, депрессии, навязчивостей и, как правило, на короткое время. При длительном применении препаратов может снижаться внимание, мотивация к психотерапевтической работе, направленной на изучение и изменение себя. Лечение медикаментами без решения внутренних проблем, без научения новым адаптивным реакциям психотерапией назвать уже не получается.

     

  • Можно ли записать на прием своего родственника?
    Настоящая, эффективная психотерапевтическая работа возможна только в том случае, если человек сам изъявляет активное желание ПОМОЧЬ СЕБЕ. Поэтому помочь человеку, о котором «ходатайствует» третье лицо (родственники, знакомые), невозможно. Запись на прием «от третьего лица» не производится. Если кому-то из близких, на ваш взгляд, нужна психотерапевтическая помощь, все, что вы можете сделать – это проинформировать его о том, где и у кого он может такую помощь получить. Психотерапевт работает только с тем, кто обратился сам.
  • Как попасть на прием?
    Для того, чтобы попасть на прием к врачу-психотерапевту, необходимо предварительно записаться по телефону на удобное время. В ходе первичной консультации врач выясняет суть проблемы пациента, определяется с возможным лечением (психотерапия в индивидуальной или групповой форме, медикаментозное лечение).
  • Сколько сеансов психотерапии нужно пройти, чтобы выздороветь или решить проблему?
    Это зависит от того, какую задачу пациент перед собой ставит. В некоторых ситуациях, сопряженных со стрессовыми переживаниями, бывает достаточно одной-двух встреч для того, чтобы человек прояснил для себя возможность нового реагирования в ситуации, либо смог принять происходящее. Если же пациент ставит такую задачу, как «разобраться в себе», «понять свой характер, свое предназначение», «понять, почему снова и снова получается делать то, что вредит здоровью, жизни», то речь пойдет о долгосрочной терапии, которая продолжается от нескольких месяцев, до нескольких лет. Сроки в таком случае определяются совместно психотерапевтом и пациентом в процессе прохождения терапии.
  • В чем поможет перинатальный психолог?

    Перинатальная психология (греч. peri- вокруг, около и лат. natalis-относящийся к рождению) - отрасль клинической психологии, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода.    

                Женщина в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой в основном медиков. Однако существует ряд серьезных проблем, требующих компетентной психологической помощи.

    Учеными  доказано, что  для роста соматически и душевно здорового ребенка и сохранения здоровья матери важнейшими факторами являются состояние женщины на этапе планирования беременности, на протяжении самой беременности, в процессе родов, ее контакт с ребенком, а также психологический климат в семье.

    Высокая тревожность, мнительность, сильные глубокие эмоциональные переживания в сочетании с деструктивными способами совладания со стрессом способствуют изменению вегетативного статуса, развитию психосоматических реакций и, как следствие, возникновению симптомов прерывания беременности и прочих осложнений.

    Работа перинатального психолога направлена на:

    - диагностику индивидуальных особенностей материнской сферы;                                                                                                          - укрепление психического и физического здоровья беременной;                                                                                - разрушение дезадаптивных стереотипов поведения, обучение навыкам конструктивного совладания со стрессом, способам саморегуляции;                                                                                                                                      - разрешение внутриличностных конфликтов;

     - повышение материнской компетентности;                                                                                                                                   - подготовку к родам;                                                                                                                                                                                       - формирование адекватных родительских установок и стилей воспитания, обучение  способам взаимодействия с ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и возможностями;                                             - помощь в решении семейных проблем.     

    Проблемы, с которыми обращаются к перинатальному психологу:

    o   психологическое просвещение по вопросам беременности и родов;

    o   бесплодие;

    o   страхи: потери ребенка, родов, операции,  не тот пол у ребенка, рождение больного ребенка, неуверенность в себе как матери и т.д.;

    o   ситуация репродуктивного выбора;

    o   постабортный синдром;

    o   бесплодие;

    o   забеременевшие с помощью ЭКО;

    o   диагностированные ВПР (внутриутробные пороки развития) ребенка;

    o   психосоматическое недомогание;

    o   угроза прерывания беременности;

    o   перинатальные потери (привычное невынашивание, выкидыши, замершие беременности, смерть ребенка в родах или раннем послеродовом периоде);

    o   депрессивные и тревожные состояния;

    o   психотравмирующий опыт первых родов;

    o   преждевременные роды на раннем сроке;

    o   ампутация детородных органов;

    o   послеродовая депрессия;

    o   семейные проблемы;

    o   дисгармоничные отношения с супругом на этапе планирования, беременности и рождения ребенка;

    o   возрастные кризисы развития личности (в частности кризис 1 года, 3 лет);

    o   рождение ребенка с тяжелыми диагнозами;

    o   намерение отказаться от ребенка;

    o   онкологическое заболевание беременной.

     

  • Информация для сотрудников

    БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА.

    Зачем? Работа в балинтовской группе направлена на повышение компетентности в профессиональном межличностном общении; осознание личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с пациентом; расширение представлений о лечебном процессе, в противовес установкам врача; психопрофилактику участников группы, основанную на возможности проработки «неудачных» случаев в ситуации коллегиальной поддержки.

    Центральный объект в классической балинтовской группе не эмоциональные потребности участников, а отношения «врач—больной», - поскольку пациент часто переносит на врача определенные отношения, эмоциональные и поведенческие стереотипы, которые сходны с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимые лица ближайшего окружения). Анализ этих отношений дает возможность более полно понять пациента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, что способствует повышению эффективности лечения.

    В балинтовской группе врач может прояснить свои чувства и отношение к пациенту и то, как он на самом деле воспринимает больного. Однако обсуждают и небалинтовские случаи (например, отношения с коллегами, руководством и т.п.), если есть предварительная договоренность в группе.

    Как? Обычно 8—12 участников встречаются с психологом или психотерапевтом (руководителем группы) один раз в неделю для часовых занятий на протяжении 2—3 лет. Дискуссия развивается из описания 1—2 случаев, которые свободно всплывают в памяти. Как случай может быть квалифицирована даже короткая встреча с больным, если она, по мнению врача, представляет интерес. Это могут быть «трудные» или «неудачные» эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить врача, вызывающие у него дискомфортные воспоминания, остающиеся для него «непонятыми»; текущие случаи, вызывающие у врача тревогу; так называемые фантастические терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует врача.

    Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме. Говорящего не ограничивают во времени и не перебивают. Также нет необходимости в подготовке доклада, в восстановлении в памяти и документировании эпизода накануне. Психолог, как руководитель группы, изучает этот процесс, направляет и стимулирует его, делает выводы и предлагает интерпретации.  В заключение ведущий помогает сформулировать вопросы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях врача и пациента, а не на технических деталях лечебного процесса.

    Группа и докладчик пытаются определить суть отношений «врач—больной» посредством комментариев и свободных ассоциаций (идей) по поводу обсуждаемого случая.

    Результат. Психолог объясняет структуру отношения «врач — больной»: формально — как она описывается, по мнению группы; содержательно — по способу ведения дискуссии, поведению группы. При этом пронизываются различные уровни отношений: как пациент спонтанно сообщает о себе и своей болезни, так врач спонтанно делится со своими коллегами переживаниями отношений с пациентом; как врач пытается особым способом слушания понять скрытый смысл представлений своего пациента в контексте ситуативного момента, так стараются его коллеги добиться понимания отношений «врач—больной» в контексте своих реакций-отношений к спонтанным феноменам, которые обнаруживают в докладе своего коллеги.

    Истоки метода. Описанный метод групповой тренинговой исследовательской работы получил название по имени своего создателя — Балинта (Balint М.), проводившего с 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами.

Центр клинической психотерапии и психологии
(846) 956-38-77, 8-927-004-36-11

Ссылки по теме

Запись на приём
к врачу

Номер паспорта или свидетельства о рождении:
(не обязательно для заполнения)

Номер полиса / ЕНП:

Дата рождения:

Отделение:

Я даю согласие на обработку моих персональных данных в рамках федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-Ф3 "О персональных данных"
© 1908-2017
Самарская областная клиническая больница имени В.Д. Середавина
Распечатать страницу

Контакты

Схема проезда

Информационная поддержка